Историческая архитектура. Готика.
Историческая архитектура. Готика.

a. Зрелое средневековье

 

С 12 века в Европе, прежде всего во Франции, растет сила королевской власти, очень вырастают города. Большой опыт, который накопили архитекторы романики, позволяет создать новый стиль с уникальными конструкциями и эстетикой.

 

b. Аббат Сугерий - создатель готики

Хор собора Сен Дени

 

Аббат Сугерий был священником 12 века, настоятелем монастыря, другом одного французского короля и воспитателем другого, дипломатом и полководцем. Но больше всего он известен как создатель первого готического здания в мире - церкви Сен-Дени, точнее, ее фасада и хора, то есть части за алтарем.

Сугерий писал про божественный свет, который всегда присутствует рядом с нами. В темных романских интерьерах света не очень много, и поэтому Сугерий создает новую архитектуру, впервые объединяя цветной витраж, стрельчатую арку и каркасную конструкцию вместо стены.

Нижний ярус стены на фото строился при жизни Сугерия, верх - достраивался в следующем веке. Уже в нижнем ярусе наблюдатель по сути не видит каменной массы, только прозрачные светлые витражи. Для мира романики такая архитектура смотрелась как что-то невозможное. Наверху - продолжение идей Сугерия, по сути сплошная светлая мембрана.

c. Интерьер. Нервюрный свод.

 

В интерьере готика продолжает эстетику, которую мы видели на фасадах. Стрельчатые арки и вертикали доминируют, устремляя взгляд вверх. Вертикальные опоры на самом деле довольно мощные и толстые, но они рисуются как пучок тонких легких колонн, чтобы казаться гораздо легче. Свод в готике тоже каркасный, как и стена. В нем выделяются нервюры - более толстые “струны”, которые держат на себе основную нагрузку. Пространство между ними заполняется более тонкой каменной кладкой. Такой свод гораздо легче, чем толстый и мощный романский свод, поэтому он меньше давит на стены.

d. Поздняя пламенеющая готика - кульминация стиля

Церковь Сен-Маклу в Руане

К 15-16 векам готика достигает своей кульминации. Украшения на фасадах, рисунки нервюрных сводов становятся даже слишком сложными, до излишества. В более ранней готике все украшения неразрывно связаны с конструкцией здания. Например, сложные рамы могли существовать только вокруг дверей или окон, а декоративные башенки обязательно были продолжением несущих каркасных элементов. В поздней готике декор может существовать и сам по себе, в отрыве от конструкции.

 

e. Галерея - Кирпичная готика

 

Церковь Марии в Любеке - представитель кирпичной готики Германии. На севере страны нет гор, чтобы добывать камень, поэтому там часто строили готику из кирпича.

 

f. Галерея - позднеготический свод

 

Позднеготический свод во дворике собора в Солсбери. Рисунок нервюр очень сложный, многие нервюры нужны уже играют не конструктивную, а только декоративную роль.

 

g.Галерея - провинциальный вариант стиля

 

 

Конечно, не все здания в каком-то стиле будут идеально воплощать все его принципы. Есть много более скромных, спокойных примеров. Вот, например, образец готики в Румынии - церковь в Брашове. Окна не такие широкие, но все же высокие и стрельчатые. Есть полноценная каркасная система контрфорсов.

 

h.Галерея - позднеготический декор

Церковь святого Леонарда в Онфлере, Франция. 

Декор фасадов в пламенеющей готике становится тоньше, чем когда-либо.

 

i. Галерея - готическая фурнитура.

Дверь из дамка Тратцберг, Германия. 

Очень характерные для зрелой и поздней готики крепления петель с растительным орнаментом, расходящимся по полотну двери.

 

j. Галерея - дверная ручка эпохи готики

Дверь из аббатства в Цюрихе, конец XV в. 

Витая ручка, легкие растительные готические орнаменты.

ПОДБЕРЕМ

фурнитуру под Ваш интерьер

Вы недавно смотрели